В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
-проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
-помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
-контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
-не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
-стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
-избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
-реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
-повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
-не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
-выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
-для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Изменение психологического микроклимата в семье:
-уделяйте ребенку достаточно внимания;
-проводите досуг всей семьей;
-не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- Организация режима дня и места для занятий:
-установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
-чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
-снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
-оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
-избегайте по возможности больших скоплений людей;
-помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Специальная поведенческая программа:
-придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
-не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
-чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
-составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
-воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
-не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
-постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
-не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
-не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
-помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь- ких звеньев;
-объясните ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
-лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
-запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
-прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
-чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
-холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";
-внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
-если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
-если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
-если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет.