+7(38475)6-26-53
ул. Комарова д .4 пом.21
МБОУ "Центр ПМСС" г.Междуреченск

Основная и старшая школа

(Из книги А. Данилина и И. Данилиной «Как спасти детей от наркотиков» М., 2001)

Прежде всего, мы хотим Вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать в слух свои подозрения подростку.

Какие же это признаки?

  1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

  2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем, врет он как — то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

  3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?» , Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки, которые Вы можете увидеть в прилагаемом нами ниже словаре наркотического арго.

  4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».

  5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.

  6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

  7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

  8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

  9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Еще раз хотим обратить Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

Если вы выяснили, что ваш ребенок уже употребляет наркотические вещества, ведите себя спокойно, не паникуйте. Прежде чем предпринять что-либо, остановитесь и ответьте на следующие вопросы:

 

  • Правильно ли вы поняли то, что узнали?
  • Что вы можете сделать, чтобы как можно лучше помочь ребенку?
  • Как вы можете сохранить возможность доверительно общаться с ним?
  • Употребляет ли он (она) наркотики постоянно или это единственный «эксперимент»? Если это «эксперимент», может быть, достаточно просто поговорить с ребенком.

Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывает, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время обратиться к людям, которые могут помочь. Это профессионалы: наркологи, психотерапевты, психологи.

Помните: вы не можете прожить жизнь за вашего ребенка. Не можете заставить его измениться. Вы не можете заставить его принять вашу помощь. Но вы в силах сделать многое, чтобы желание победить стало его собственным.          

 ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
Основные факторы, влияющие на возникновение суицидальных действий:
1. Взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений, наличие конфликтов в семье.
2. Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив.
3. Взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола, несчастная любовь.
Чаще подвержены суицидальным поступкам
1. Подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
2. Девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
3. Подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;
4. Подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
ПРИЗНАКИ ГОТОВЯЩЕГОСЯ САМОУБИЙСТВА
1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5. Словесные указания или угрозы. Косвенные высказывания («Вам не придется, больше обо мне беспокоится», «Мне все надоело», «Они пожалеют, когда я уйду»). Непосредственные заявления («Я подумываю о самоубийстве», «Было бы лучше умереть», «Я не хочу больше жить!»). Намек на смерть или шутки по этому поводу.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков, или вялость и безразличие, замкнутость.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки.
8. Бессонница.
9. Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.
10. Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
11. Изолирование себя от семьи и любимых людей.
12. Стремление к рискованным действиям.
13. Чувство вины, упреки в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
14. Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе и школе.
15. Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
16. Отсутствие планов на будущее.
17. Стремление к тому, чтобы все «оставили в покое».
Следует помнить, что наличие данных признаков у ребенка необязательно должно привести к трагедии или попыткам с его стороны совершить опасный шаг. Но в любом случае это – серьезный повод задуматься «Что же не так?»
Подобным тревожным сигналам следует уделить особенное внимание в случае, когда:
• в недалеком прошлом произошла смерть или самоубийство его друга или члена семьи
• недавно у него произошел серьезный конфликт с родителями
• вам известен недавний случай самоубийства другого молодого человека в той же школе или компании

ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ
1. Поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
2. Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится.
3. Множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
4. Попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
5. Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ С РИСКОМ СУИЦИДА
Каждому подростку жизненно необходимо «Безраздельное внимание» со стороны родителей! Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».
ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве.
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем — признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
Как вести себя с «суицидальным подростком»?
1. К любому разговору на тему самоубийства и соответствующим действиям необходимо относиться серьезно и обращать на них внимание.
2. Если подросток находится в депрессии, не игнорируйте его состояние, не преуменьшайте и не отрицайте, а поддержите его эмоционально и похвалите за недавние успехи. Очень важно, чтобы родители проявили по отношению к нему сочувствие.
3. Если возникает впечатление, что подросток готовится к самоубийству, постарайтесь выяснить, есть ли у него конкретный план действий, и чем острее ситуация, тем важнее:
• постараться добиться от подростка обещания, что он не будет действовать под влиянием нахлынувших чувств, не поговорив с Вами;
• не морализируйте, а посочувствуйте ребенку, подставьте «дружеское плечо»
• не оставляйте ребенка одного в ситуации высокого суицидального риска.
4. Говорите ему о ваших чувствах, и просите его поделиться своими. Выслушайте очень внимательно все то, что он найдет нужным сказать. Вот что Вы можете сказать о своих чувствах: “Я беспокоюсь о тебе, о твоем самочувствии”, ”Ты много значишь для меня. Я хочу помочь”, ”Я в твоем распоряжении”. Задавайте вопросы.
6. Избегайте любой конфронтации. Слушайте и соглашайтесь с тем, что он говорит.
7. Начните обсуждение. Во время разговора постарайтесь найти положительные моменты в сложившейся ситуации (удалось выжить «после такого!»; жив - здоров, голова, руки-ноги на месте; нужно думать о будущем и заботиться о близких).
8. Попросите его о помощи: (это поможет ему почувствовать, что он нужен).

При первой же возможности обратитесь за помощью к специалисту.
Важно помнить: подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей можно выделить:

– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

– возросший объем работы как на уроке, так и дома;

– новые требования к оформлению работ;

– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

О трудностях  адаптации могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации.

 

Виды дезадаптации:

1) Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии познавательных процессов от сверстников.

2) Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая — отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

 

КАК ПОМОЧЬ ПЯТИКЛАССНИКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

 

  1. Интересуйтесь школьными делами ребёнка.
  • Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе? Выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
  • Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  1. Беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  1. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы.
  2. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  1. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
  2. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, как его учат.
  3. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  1. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе.
  • Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

 

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий.

 

Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ

 

Подростковый возраст часто называют трудным. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечёт за собой психологические срывы. Это вносит изменения в характер ребёнка, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Однако значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему, как никогда, необходимо ваше внимание, тепло и забота, понимание и доверие.

 

Психологические особенности подросткового возраста:

*       тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;

*       частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы, безудержное веселье;

*       повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;

*       стремление к установлению дружеских связей с ребятами;

*       отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;

*       проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;

*       демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

 

Как родителям общаться с подростком:

 

*       цените откровенность ребёнка, разговаривайте с подростком , искренне интересуйтесь его проблемами, с кем общается ваш ребёнок, какую музыку любит слушать, какие фильмы  нравятся, на каких сайтах проводит время в Интернете;

*       общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу; дайте понять, что вы понимаете сына или дочь; если вы сумеете установить с ребёнком дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки;

*       относитесь к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости; нельзя подшучивать над подростками, высмеивать чувства, умаляя их значение;

*         нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом;

*        следите за своей речью в присутствии подростка, то, что вы сказали «в сердцах», не подумав, может отложить огромный отпечаток в душе подростка и иметь серьёзные последствия;

*       будьте оптимистами, и ваш ребёнок поймет, что любые проблемы решаемы, когда рядом есть любящие и понимающие родителя; не надо взваливать на плечи подростка проблемы внутрисемейных отношений; помните, что большой процент суицидов приходится на подростковый возраст, и этому часто способствует нестабильная обстановка в семье;

*        не злоупотребляйте наказаниями и запретами; помните, что к ребенку нужен индивидуальный подход;

*       найдите сильные стороны характера подростка и помогите ему правильно их использовать, развивать;

*       вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности по интересам (спортивные секции, студии, кружки).

У многих родителей в этот период появляется страх потерять казавшуюся неразрывной связь с сыном или дочкой. И здесь главное — не наделать ошибок, которые могут на долгие годы испортить ваши отношения. Особенно важен в этом плане период первой влюбленности вашего сына и дочери.

Родители, не принявшие своего ребенка в его новом, а потому непонятном для них состоянии, по сути, превращаются в преследователей. Подросток чувствует себя жертвой и защищается, как может. Он бунтует, уходит или замыкается в себе. Он будет молчать, демонстративно игнорируя взрослых.

В этот тяжелый для подростка период в его голову могут прийти самые ужасные мысли (от решения бросить школу до попыток суицида). В редких и страшных случаях родители узнают об этом слишком поздно.

Как же общаться с влюбленным подростком:

*       поддержите ребёнка, вызовите на откровенный разговор;

*       расскажите о своей первой любви, такие задушевные беседы очень сближают и способствуют полному взаимному доверию;

*       хорошо, если «доверенным лицом» мальчика станет отец, именно папа сможет понять взрослеющего сына, как никто другой;

*       не отталкивайте неосторожными словами и насмешками своего влюбленного ребенка;

*       не говорите об «объекте любви» пренебрежительно и оскорбительно — тем самым вы унизите вашего ребенка, указав на то, что он сделал неправильный выбор;

*       если ребенок был с вами откровенен, рассказал о том, что его волнует, ни в коем случае потом не используйте эти признания против него!

*       как бы ни были, по вашему мнению, нежелательны отношения, не стоит их запрещать, т.к. это приводит к обратному результату — то, что запрещается, начинает увлекать еще больше. Подросток, которому запретили желанные встречи, начнет обманывать, изворачиваться, придумывать «библиотеки» и «факультативы», чтобы попасть на свидание. Так и образуются «пропасти» между родителями и детьми.

*       нельзя психологически давить на ребёнка, позвольте ему самому разобраться в объекте своих чувств, и если его постигнет разочарование, пусть оно исходит не от вас, а от него самого;

*       пригласите «предмет воздыханий» вашего сына или дочери в гости, познакомьтесь — это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, представление об этом человеке.

*       атмосфера любви важна и нужна ребенку любого возраста так же, как вода и пища! Холодность и отсутствие нежности между родителями и детьми — прекрасная «почва» для того, чтобы ребенок однажды потерял голову, почувствовав хоть чуточку чужого внимания и любви. По статистике уходу из семьи, к ранним бракам склонны именно те юноши и девушки, которых «недолюбили» мама и папа.

*       помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

 

Первая любовь подростка в его глазах идеальна! Наберитесь терпения — со временем первые эмоции пройдут, и он сам начнет отличать черное от белого. А для того чтобы вам было легче понять вашего влюбленного ребенка, просто вспомните о том, что вы тоже когда-то были первый раз влюблены!

 

Алгоритм помощи подростку, переживающему «несчастную» любовь.

 

Первая стадия.  Выслушать подростка, попросить описать подробно все чувства и переживания, желательно — в письменном виде, создать полный портрет объекта любви и описать причины расставания и препятствия для отношений в деталях и мелких подробностях. Ни в коем случае нельзя говорить, что у всех так бывает, отношения закончились и ничего уже нельзя сделать. На этом этапе необходимо полностью поддерживать все иллюзии и фантазии подростка, помогать строить планы на будущее в розовых тонах. Такой подход  поможет снять депрессивное состояние и заставит действовать. Приятные мысли — пусть даже неосуществимые иллюзии — успокаивают нервную систему и стабилизируют гормональный фон.

 

Вторая стадия. Дискуссии и действия. Попробуйте мягко навеять мысль о том, что для возвращения утраченной любви расположения желанного человека нужно самосовершенствоваться, стать лучше, привлечь внимание собственными успехами. Начните с физиологии: предложите изменить причёску, подберите подходящий стиль одежды, поработайте над фигурой (возможно, есть смысл записать ребёнка в тренажёрный зал или бассейн).

 

Как только произойдёт трансформация, сразу же появятся новые друзья и повысится внимание со стороны противоположного пола. И в этот первый переломный момент Вам стоит серьёзно поговорить о том, что кроме тяжёлых душевных переживаний есть другой мир. Постарайтесь донести до Вашего ребёнка, что он может помогать сверстникам, которые переживают такой же кризис. Такая психологическая практика поможет преодолеть собственное горе, одновременно помогая другим. Когда подросток становится востребованным, психологическая травма нивелируется.

 

Третья стадия.  Практика достижения целей. Объясните, что для того, чтобы добиться внимания своего избранника, нужно продемонстрировать своё превосходство и получить успех в обществе. Например, стать призёром в конкурсе, продемонстрировать свои достижения в какой-либо творческой сфере. Когда произойдёт самоутверждение личности, моральные ценности ребёнка существенно изменятся.

Таким образом,  несчастная любовь перестанет занимать главенствующую роль, а трансформированная психика уже перейдёт на новый уровень развития. Если провести аналогию, то очевидно, что люди, которые заняты социальными успехами и достижениями мало времени уделяют личным отношениям, их совсем не заботит чувственная сфера и душевные переживания.

                                     

Пройдя три стадии психологической работы со своим ребёнком, Вы сможете избежать негативных последствий от переживания несчастной любви: депрессии, уныния, страданий, подавленности, опустошённости… Кроме того, поможете сформировать другие моральные ценности, которые послужат фундаментом для формирования устойчивой личности. Благодаря такой практике Вы сможете помочь ребёнку либо восстановить отношения, либо, переключив внимание на другие цели, построить со временем новые гармоничные отношения. Помните, что Вам необходимо быть союзником своего ребёнка, а не противником его желаний, тогда совместная работа принесёт позитивные результаты.

 

Уважаемые родители выпускника!

 

Впереди у Вашего ребёнка серьёзное испытание – единый государственный экзамен. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Ваша помощь очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезныхэкзаменов.

 

Как родители могут поддержать  ребёнка в период подготовки к экзаменам?

  • В первую очередь, Вам необходимо понимание особенностей проведения единого государственного экзамена.
  • Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.
  • Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Помогите исправить сделанные ошибки и обсудите, почему они возникли.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Обязательно дайте часы ребёнку на экзамен.
  • Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  • Во время подготовки ребенок регулярно (каждые 40-50 минут) должен делать короткие перерывы (5-10 минут).
  • Спать необходимо не менее 9 часов в сутки, нельзя забывать про занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, физическую активность.
  • Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.
  • Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает.
  • Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания. Опирайтесь на сильные стороны ребенка; избегайте подчеркивания промахов ребенка; проявляйте веру в ребенка, уверенность в его силах.
  • Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

 

Поддержка  ребёнка накануне экзамена:

  • Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.
  • Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  • Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  • Не критикуйте ребёнка после экзамена.

 

Удачи на экзаменах!